Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов.
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
|
_______________Т.А. Лунг.
|
|
|
Черногорск,
2020 г.
Пояснительная записка
Методические указания
направлены на оказание методической помощи студентам при
выполнении внеаудиторных самостоятельных
работ. Выполнение данных работ обучающимися в процессе обучения является важнейшим этапом, который
способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и
практических умений; формированию навыков работы с различными видами
информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию
таких качеств личности, как ответственность и организованность,
самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего
рабочего.
Данная работа, является обязательной
для каждого обучающегося и определяется
учебным планом. Основными целями
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по
профилю специальности;
- приобретение способности к самостоятельному поиску работы и
трудоустройства;
- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и
ответственности;
- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и
профессионального уровня.
Выполнение обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ способствует
формированию профессиональных и общих компетенций, соответствующих виду
профессиональной деятельности по дисциплинам и профессиональным модулям.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельные работы выполняются индивидуально в свободное от занятий
время.
Обучающийся обязан:
- перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический
материал, пройденный на аудиторных занятиях;
- выполнить работу согласно заданию;
- по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в
письменном виде.
- ответить на поставленные вопросы.
Методические рекомендации для обучающегося:
1. Методика ведения записей
прочитанного.
2. Рекомендации по
написанию реферата (доклада).
3. Правила оформления
списка литературы.
4. Правила оформления
титульных листов.
5. Рекомендации по
составлению конспекта.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа выполняется под руководством преподавателя, как в
аудиторное, так и внеаудиторное время. Самостоятельная работа направлена на
формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие
логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в
освоении учебного материала, развития познавательных способностей.
Контроль самостоятельной работы может быть в письменной, устной или иной
формах, направленных на достижение конечного результата.
Виды самостоятельной работы
1. Репродуктивная самостоятельная работа:
самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы,
прослушивание лекций, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного
материала и др.
2. Познавательно-поисковая самостоятельная работа:
подготовка сообщений, заполнение таблиц, подбор литературы по
дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных и др.
3. Творческая самостоятельная работа:
написание рефератов, выполнение презентаций и др.,
Формы самостоятельной работы
1. Конспектирование.
2. Реферирование литературы.
3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
4. Работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа с
терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.
5. Подготовка сообщений, заданий и т.д.
Правила написания и оформления реферата.
Написание реферата и его защита перед преподавателем или группой
предполагает, что обучающийся должен знать правила написания и оформления
реферата, а также уметь подготовить сообщение по теме своего реферата, быть
готовым отвечать на вопросы преподавателя и по содержанию реферата.
I. Рефера́т (лат. refero — доношу, сообщаю, излагаю) — краткое
изложение содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде
письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе
критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов,
литературы по теме).
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3. Заключительный - оформление реферата.
4. Защита реферата (на зачёте)
Структура реферата:
- Титульный лист.
- Содержание: план или оглавление реферата с указанием страниц, глав, разделов.
- Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление
вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы. Объём
введения составляет 1 страницу.
- Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может
состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части
глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся
противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые
анализируются и оцениваются с особой тщательностью и вниманием.
- Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа рассматриваемой
проблемы и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о
способах решения существенных вопросов. Объём заключения 1-2 страницы.
- Список литературы.
- Приложение (при необходимости).
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
-Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа.
Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною
эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед
фамилией.
- Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и
заключается в кавычки с обеих сторон.
- Каждая глава начинается с новой страницы.
- Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не
допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы;
обязательны сноски)
- Реферат должен быть логичным и связанным. Он должен стать основой для
устного сообщения – защиты.
- Реферат должен быть выполнен к определённому сроку, оговорённому с
преподавателем.
- Оценка работы по реферату предполагает коллективное заслушивание доклада
по нему и обсуждение во время занятий.
- Оценка не зависит от трудоёмкости дисциплины, оценка может отражать:
- качество
освоения реферативного материала;
- степень
соответствия фактического объёма выполненной работы;
- своевременность
выполнения работы;
- правильное
изложение материала;
- уровень
умения сформулировать свою позицию, оценку и аргументировать её.
Список использованной
литературы оформляется следующим образом:
·
порядковый номер в списке;
·
фамилия и инициалы автора;
·
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его
номер);
·
место и год выпуска.
Оформление работы:
·
реферат выполняется на листах формата А-4, на одной стороне листа;
·
шрифт Times New Roman;
·
размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5.
Рекомендуемый объём:
·
Реферат – до 10 листов формата А- 4
При написании работы необходимо
соблюдать следующие поля:
·
сверху 2 см
·
снизу 2 см
·
слева 3 см
·
справа 1,5 см
Абзац должен начинаться
с расстояния 3 см.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть
сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе
нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются
непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей
странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после
слова Рис. и её номера. Нумерация
иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту.
Безусловно, при написании письменной работы или доклада недопустимо
ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие
источники, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему.
II Презентация - это форма представления информации с
помощью разнообразных технических средств: набор слайдов и спецэффектов
(слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также
раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле.
Назначение презентации - представить
аудитории себя, свои идеи, проблемы, творческий продукт. После знакомства с
презентацией аудитория должна получить представление о Вас, вашем продукте, о
возможности использования его в своей практике.
Наиболее простым и
распространенным вариантом презентации является презентация в формате
РowerРoint.
Практические рекомендации по созданию
презентаций
Основными задачами при составлении презентации
являются:
· лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность
(подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное
использование ярких эффектов)
Рекомендации по оформлению презентации:
· Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы.
· Наиболее важный материал лучше выделить.
· Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации.
· Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши».
· Необходимо соблюдать единый стиль оформления презентации.
· Пронумеровать слайды.
· Слайды презентации должны содержать только ключевые моменты по выбранной теме.
· Общее количество слайдов не должно превышать 10-12.
· 1-й слайд (титульный) на фоне которого обучающийся предоставляет
тему работы , фамилию, имя автора и преподавателя.
· 2-й слайд содержит цели и задачи работы.
· 3-й слайд содержит структуру работы.
· На следующих слайдах предоставляется содержание и теоретическая значимость работы, применение данных на практике.
· На последнем слайде — главные выводы, итоги.
При оценке презентации учитывается:
· Соблюдение рекомендаций по оформлению презентации.
· Полнота раскрываемой темы.
· Соответствие материала выбранной теме.
· лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность
(подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное
использование ярких эффектов)
Рекомендации по оформлению презентации:
· Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы.
· Наиболее важный материал лучше выделить.
· Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации.
· Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши».
· Необходимо соблюдать единый стиль оформления презентации.
· Пронумеровать слайды.
· Слайды презентации должны содержать только ключевые моменты по выбранной теме.
· Общее количество слайдов не должно превышать 10-12.
· 1-й слайд (титульный) на фоне которого обучающийся предоставляет
тему работы , фамилию, имя автора и преподавателя.
· 2-й слайд содержит цели и задачи работы.
· 3-й слайд содержит структуру работы.
· На следующих слайдах предоставляется содержание и теоретическая значимость работы, применение данных на практике.
· На последнем слайде — главные выводы, итоги.
При оценке презентации учитывается:
· Соблюдение рекомендаций по оформлению презентации.
· Полнота раскрываемой темы.
· Соответствие материала выбранной теме.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая
определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи
материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки
слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и
соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации
Общие рекомендации обучающемуся
по выполнению внеаудиторных
самостоятельных работ
- Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели
и задачи самостоятельной работы.
- Обсудите текст задания с преподавателем и группой,
задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни
одного слова или вопроса.
- Внимательно прослушайте рекомендации
преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
- Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ
обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на
выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
- Внимательно изучите письменные методические
рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).
- Ознакомьтесь со списком литературы и источников
по заданной теме самостоятельной работы.
- Повторите весь теоретический материал по
конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе,
ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
- Подготовьте
все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно)
расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не
подготовлено рабочее место.
- Продумайте
ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
- Если вы
делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно
вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь
запомнить информацию.
- Если
ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и
работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения
задания.
- Если
при выполнении самостоятельной работы применяется групповое
или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе
нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и
обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации
самостоятельной работы микрогруппы.
- Не
отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к
работе, дела.
- В процессе выполнения самостоятельной работы
обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя
скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения
задания.
- По окончании выполнения самостоятельной
работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми
методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы
получили от преподавателя или в методических указаниях.
- Сдайте готовую работу преподавателю для проверки
точно в срок.
- Участвуйте в обсуждении и оценке полученных
результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
- Участвуйте в обсуждении полученных результатов
работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий